ОСАГО Блог
Интересно и просто об автостаховании

Европротокол ОСАГО: мировой опыт

Европротокол по осаго

С 1 марта вступили в силу поправки в Закон «Об ОСАГО». Теперь попавшие в аварию получили возможность не вызывать на место происшествия ГИБДД, самостоятельно оформив извещение о ДТП (европротокол), а также обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не в компанию виновника (прямое возмещение).

Безусловно, европротокол облегчит жизнь автовладельцев, но не всех и не сразу. Воспользоваться ими могут только те, кто приобрел полис после 28 февраля 2009 года. Больше всего водители ждали появления упрощенной процедуры урегулирования, известной как «европротокол». Кому-то довелось наблюдать за границей самому, кто-то видел в кино или слышал, что при мелкой аварии водители обмениваются какими-то карточками и мирно разъезжаются. А всеми разбирательствами занимаются их страховые компании. Ни пробок на дорогах, ни скандалов — одно слово: Европа! Доживем ли до такого?

Через год десятки тысяч автовладельцев скажут спасибо «европротоколу», научившись оформлять мелкие аварии без многочасового ожидания ГИБДД. А пока, если не уверены, что сможете правильно заполнить извещение о ДТП или уложиться с ремонтом в 25 000 рублей, обязательно вызывайте инспектора на место аварии. ГИБДД не имеет права отказаться — это разъяснили всем сотрудникам. Оформление займет больше времени, зато вы будете защищены от неожиданностей.

Возможность обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию — настоящий подарок для автовладельцев. Пока новая процедура европротокола действует при следующих условиях: в аварии только два участника, оба имеют полис ОСАГО, договор пострадавшего заключен не ранее 1 марта, в аварии не пострадали люди. Даже в «мирное» время удобнее и проще иметь дело со своим страховщиком: понятно, где его искать, есть телефон агента, который поможет советом или поучаствует в урегулировании страхового случая. А в условиях кризиса обращение к своему страховщику может быть спасительной альтернативой поиска компании виновника аварии, если этого страховщика ищи-свищи. Эксперты предрекают: через год-два из нынешних 160 страховщиков ОСАГО останется не более трети. В этих условиях надо покупать полис только у самых надежных и проверенных.

Когда возможен «европейский протокол»:

  • В результате ДТП вред причинен только имуществу
  • В ДТП участвовало не более двух транспортных средств
  • У обоих участников есть полис ОСАГО
  • Обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП
  • Максимальная сумма, которая может быть выплачена страховой компанией в этом случае, — 25 тыс. рублей. Если стоимость ремонта окажется больше (например, возможны скрытые повреждения), пострадавшему придется самостоятельно оплачивать эти расходы.

Необходимо убедиться в полисе ОСАГО второго участника: водитель указан в полисе как лицо, допущенное к управлению автомобилем, регистрационный знак (номер) автомобиля в полисе и на машине, участвовавшей в ДТП, совпадают.

Кроме того: обоими участниками заполняется один бланк извещения — обязательно все поля! Номер полиса и название страховщика должны быть указаны в извещении о ДТП правильно Следует как можно точнее составить схему ДТП, указать направление движения, разметку дороги, указатели и знаки рядом с местом ДТП, сигнал светофора (если ДТП произошло на регулируемом участке дороги). При наличии свидетелей -записать их данные 1-й экземпляр извещения о ДТП оставить себе, 2-й (копия) — второму участнику Обратить внимание второго участника ДТП, что во избежание судебного разбирательства он должен передать извещение о ДТП своему страховщику.

Как европротокол работает в Европе

Идею прямого возмещения убытков и упрощенной процедуры оформления ДТП мы позаимствовали во Франции. Там через 10 лет после введения ОСАГО 20 крупнейших компаний ввели систему взаимозачетов, а с 1992 года все платежи между французскими страховщиками осуществляются через единый клиринговый центр.

  • 1960 г. — появление первого формуляра извещения о ДТП.
  • 1968 г. — появление соглашения IDA (о прямом возмещении вреда) на условиях: столкновение не более двух транспортных средств; ущерб менее 2000 франков (300 евро); удовлетворение выставленного требования «прямого страховщика».
  • 1974 г. — решение о применимос¬ти типовых схем ДТП (Европейский протокол) на принципах: возмещение ущерба клиенту на основании норм гражданского права; типовые схемы действуют только в рамках взаиморасчетов между страховщиками.
  • 2009 г. — соглашение о прямом возмещении во Франции сегодня применяется: даже если есть вред жизни или здоровью людей; при участии двух транспортных средств (в т. ч. без столкновения); даже если есть третьи лица (пешеходы, животные); при ДТП с участием падающего или уже упавшего с транспортного средства предмета. Максимальный размер ущерба ежегодно пересматривается, чтобы в соглашение попадали четыре страховых случая из пяти.

Что получили благодаря прямому урегулированию и Европейскому протоколу французы? Сокращение сроков урегулирования до 5 дней. Уменьшение судебных разбирательств на 95%. Сокращение сроков ожидания полиции и уменьшение количества пробок на дорогах на 77%. Лояльность клиентов (ежегодный переход к другому страховщику не выше 12%).

Рубрика: Европротокол ОСАГО: мировой опыт
Не проходите мимо, оставьте своё мнение!

ОСАГО Блог — это журнал, посвященный обязательному страхованию гражданской ответственности. Самые последние новости, изменения тарифов, советы экспертов и ответы на Ваши вопросы.
Вопрос недели
Считаете ли Вы лимиты выплат по ОСАГО достаточными?



Наш архив:
Полный спсок статей на тему обязального страхования осаго в Санкт-Петербурге.
1