На сегодняшний день в Интернете можно найти сайты свыше 100 российских страховщиков. Как правило, на их страницах сложно отыскать что-то кроме информации о деятельности компаний и предлагаемых страховых продуктах. Исключениями можно считать корпоративные ресурсы страхового агентства ОАО СК «РОСНО», «Группы Ренессанс Страхование», ОСАО «Ингосстрах», «АВИКОСа», Промышленно-Страховой Группы: они предоставляют автовладельцам возможность онлайн-обслуживания. Первые два страховщика из перечисленных располагают возможностью оказывать широкий спектр страховых Интернет-услуг, остальные предлагают отдельные виды онлайн-сервиса.
Сайты российских автостраховщиков, к сожалению, пока еще не могут считаться интернет-магазинами в полной мере. На это есть несколько причин. Отсутствие работающего законодательства в части применения ЭЦП делает невозможным выдачу и расчет ОСАГО онлайн, без посещения отдела продаж. В итоге получить нужный документ автовладелец может только одним из трех способов: по почте или из рук курьера (с подписью лишь представителя страховой компании) либо лично в офисе страховщика.
Другой серьезной проблемой является вопрос оплаты клиентом приобретенного страхового продукта. Применяемые в Интернете платежные средства (электронные деньги, пластиковые карты) пока еще не считаются большинством россиян безопасным способом оплаты товаров и услуг. Отдельные страховщики готовы использовать современные виды онлайн-расчетов, остальные же предпочитают наложенный платеж или вовсе наличные деньги.
В силу специфики страхового бизнеса для успешной работы компаниям необходимо уделять особое внимание формированию доверительных отношений с автовладельцами. Полнота и достоверность предоставляемых клиентам сведений во многом влияют на восприятие организации потенциальными страхователями и повышают вероятность приобретения страховых продуктов.
Обычно на сайте страховой компании в рамках общего информирования о компании и предлагаемых услугах размещены лишь стандартные сведения. Заинтересованный автовладелец при посещении ресурса может почерпнуть факты из истории становления и развития организации, изучить списки наиболее значимых клиентов и компаний-перестраховщиков, получить контактную информацию (адреса головного офиса и других отделений, ФИО работающих сотрудников и т.д.), по выписке из баланса и отчету о прибылях и убытках составить представление об уровне финансовой надежности учреждения.
В последнее время можно наблюдать трансформацию идеи корпоративных сайтов страховых компаний: в рамках современной концепции на объемы продаж страховых услуг (в частности полисов ОСАГО) теперь воздействуют не только косвенно (посредством создания и укрепления положительного отношения потенциальных страхователей к страховщику), но и напрямую (путем реализации страховых услуг с помощью Интернета).
Расширение перечня предлагаемых страховыми компаниями онлайн-сервисов происходит постепенно. Возможность предоставления полноценного страхового обслуживания со временем стала реальностью даже с учетом присущей страховой деятельности специфики, усложняющей работу, например, необходимости интерактивного вовлечения обеих сторон в процесс заключения договора. Уже осуществляется расчет стоимости ОСАГО через Интернет, подача заявки на приобретение страховки с последующей ее оплатой банковской картой, и бесплатная курьерская доставка полисов. В ближайшем будущем многие страховые компании наверняка наладят онлайн-обслуживание в связи с ожидаемой повсеместной востребованностью Интернет-услуг.