Автомобилисты – владельцы полисов ОСАГО – не знают, что и думать: Санкт-Петербургский рынок автострахования претерпевает значительные изменения.
Некоторые обанкротившиеся страховщики уходят из бизнеса, не попрощавшись с ничего не ведающими клиентами. Другие прикрывают отделы выплат и приостанавливают потоки компенсаций по договорам ОСАГО. Есть и компании, которые необоснованно занижают суммы и затягивают сроки выдачи возмещений, бюрократизируя стандартную процедуру и требуя предъявления документов, не включенных в установленный перечень. Находятся страховщики, советующие клиентам обращаться по поводу выплат в головные офисы, расположенные в Москве, Новосибирске, Кемерове либо Красноярске. В итоге напряжение растет: автолюбителям остается только гадать, удастся получить выплаты по полису ОСАГО или нет.
В России с некоторых пор функционируют упрощенные варианты оформления повреждений и получения выплат при ДТП (европейский протокол и ПУУ). Прямое урегулирование убытков обеспечивает пострадавшему возможность получения возмещения на выбор в своей страховой компании, либо через страховщика, заключившего договор ОСАГО с виновником аварии.
Если водитель обратился за компенсацией к своему страховщику, тот обязан в срок, не превышающий 10 дней, связаться с компаний, обслуживающей виновника ДТП. Выплата возмещения производится в течение месяца с даты подачи заявления.
Однако в реальности декларируемые удобство и простота новшеств превращаются в проблемы. Правильное самостоятельное оформление документов и даже вызов инспектора ГИБДД на место ДТП не гарантируют выплаты положенных денег по схеме прямого урегулирования убытков. Нередко страховые компании отвечают отказом в компенсации или увеличивают сроки ожидания.
Желая отделаться от автолюбителей, претендующих на возмещение, страховые компании придумывают самые разные поводы, порой же сотрудники просто грубят. Им, по сути, нужно только одно: чтобы пострадавший обратился к страховщику виновника аварии. В результате человек ходит по кругу и недоумевает, что еще сделать, чтобы получить причитающиеся по ОСАГО деньги.
Не способствует нормализации обстановки и массовый уход компаний с рынка страхования автомобилей. Сравнительно недавно в Санкт-Петербурге приостановили работу с клиентами «РСТ» и «РК-Гарант». Филиалы компаний «Д2-страхование», «Согласие», «Макс», «Мегарусс», «Югория», «Прогресс-Гарант», «Альфа-страхование» сменили управляющих. В 2009 г. также было закрыто 6 филиалов компаний, занимающихся автострахованием. Автолюбители, планировавшие урегулировать убытки прямым путем, вынуждены были обращаться в головные офисы, находящиеся на другом конце города.
По мнению экспертов, сложившаяся на рынке автострахования ситуация обусловлена отголосками кризиса и демпингом, то есть продажей полисов по неоправданно низким ценам. Такое положение дел привело филиалы ряда страховых компаний, находящихся в Санкт-Петербурге и других российских регионах, к прекращению деятельности в области автострахования, закрытию отделов урегулирования убытков и даже отзывам лицензий. Владельцам машин в дальнейшем остается лишь с осторожностью подходить к выбору страховщиков.
Как утверждает Елена Кондакова, независимый страховой брокер, в петербургские суды от обладателей полисов ОСАГО поступает огромное количество исков, связанных с отказами страховых фирм производить возмещение убытков и принимать заявления на прямое урегулирование. В связи с этим работа с компаниями, не успевшими заслужить безупречную репутацию, представляется специалисту весьма непредсказуемой и довольно накладной.
Для справки: брокер – это посредник между клиентом и страховой компанией. Он работает со многими организациями без привязки к одной конкретной фирме, чем отличается от страхового агента. Брокер, отлично зная рынок, выбирает для клиента наилучшие условия и защищает его интересы.
Независимые эксперты советуют автовладельцам обращаться исключительно в проверенные, хорошо зарекомендовавшие себя страховые компании. Купленный у серьезного страховщика полис ОСАГО при ДТП выступит гарантом своевременного прямого урегулирования ущерба пострадавшему, даже если виновник аварии будет застрахован в недобросовестной организации.