На основании Постановления правительства РФ от 13 июля 2011 г. (№ 574) «О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии» и приложения к нему можно получить представление о размерах стоимости ОСАГО в Санкт-Петербурге и, для сравнения, в ряде других регионов.
Традиционно величина стоимости полиса ОСАГО вычисляется посредством умножения размера базового тарифа, равного 1 980 руб., на ряд коэффициентов. Они служат для сглаживания убыточности по транспортным средствам различных мощностей, регионам России и разным группам автолюбителей.
Новые коэффициенты наименее выгодны для водителей младше 22 лет со сроком вождения более 3 лет: для данной группы показатель увеличился от 1,3 до 1,6 (+30%). Водители младше 22 лет, имеющие стаж вождения меньше 3 лет, получают рост коэффициента от 1,7 до 1,8 (+10%), водители старше 22 лет с небольшим стажем − от 1,5 до 1,7 (+20%).
Самое удивительно, что текущее повышение тарифов ОСАГО коснется и владельцев маломощных автомобилей. На 10% возрос коэффициент, относящийся к транспортным средствам, лидирующим в российском автопарке, – машинам с мощностью двигателя 50–100 л.с. При силе мотора 50−70 л.с. коэффициент равен 1, при уровне 70-100 л.с. − 1,1. Если к вождению транспортного средства допущено неограниченное количество водителей, в расчет будут брать коэффициент 1,8 (вместо прежнего 1,7 – рост на 10%).
Примечательно, что Санкт-Петербург находится на 4 месте по размеру регионального тарифа. Лидируют по показателю Тюмень, Пермь, Челябинск, Якутск. А в Чечне по-прежнему действует минимальный территориальный коэффициент, составляющий 0,7. Также значение 0,6 определено для ряда небольших городков некоторых регионов России.
Рост тарифов ОСАГО существенно сказался на стоимости автогражданки. К примеру, человек старше 22 лет, получивший водительское удостоверение более 3 лет назад и управляющий автомобилем Lada Priora в Москве или Казани, выложит за ОСАГО как минимум 4 356 руб. (против прежних 3 960 руб.). Зато собственнику BMW M3 с мощностью мотора в 420 л.с. нужно будет заплатить 6 336 рублей, как и раньше. Вот она социальная справедливость :)
Говоря об убыточности ОСАГО, страховщики ссылаются на факты однократной корректировки коэффициентов и неизменности базового тарифа с 2003 г. (времени вступления в силу соответствующего закона). При этом компании продолжают оказывать услуги по оформлению полисов ОСАГО на добровольной основе. Важный факт: совокупные сборы по ОСАГО за 2010 г. равнялись 92,5 млрд. руб., тогда как объем выплат, произведенных страховыми компаниями, составил 53,8 млрд. руб. Следовательно, наблюдаемая рентабельность – свыше 50%. В первом полугодии 2011 доходность страховщиков только увеличилась. Безусловно, нефтяной бизнес выгодней, но и убыточность здесь не наблюдается.
Представители Российского союза автостраховщиков отказались давать комментарии по введению новых повышающих коэффициентов, ссылаясь на неофициальный характер документа до момента его публикации в «Российской газете». По сведениям, полученным от анонимного эксперта, Российский союз автостраховщиков настаивал и на увеличении коэффициентов, и на повышении базового тарифа. Введением таких мер предполагалось скомпенсировать часть издержек после передачи организации функции контроля над реализацией государственного технического осмотра. Решение вопроса об очередном росте базового тарифа отложено правительством на 2012 год. Так что готовим кошельки…