В июле 2011 года Правительство РФ увеличило коэффициенты ОСАГО, влияющие на стоимость полиса. С момента вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (8 лет назад) базовая ставка не менялась ни разу, а коэффициенты повышались лишь однажды: в марте 2009 года. Отныне коэффициенты увеличены для ряда регионов, а также в зависимости от возраста и стажа водителя, мощности двигателя автомобиля и количества лиц, допущенных к управлению.
В ряде регионов ситуация с убыточностью по ОСАГО, по мнению страховых экспертов, сложилась критическая. Взносов клиентов не хватает, чтобы покрыть убытки автовладельцев. Страховые компании уже не скрывают, что стараются оптимизировать выплаты и занижают выплаты клиентам. И тому есть реальные экономические причины.
Данная корректировка связана с тем, что тарифы серьезно не менялись с 2003 года. Тогда они были установлены, так сказать, экспертным путем, в отсутствии достаточной статистики. Спустя 8 лет действия ОСАГО страховщики увидели, что во многих регионах и населенных пунктах они несут убытки. В связи с этим и были скорректированы коэффициенты.
Согласно постановлению Правительства, с конца июля, повышение тарифов ОСАГО коснется 177 городов и 62 регионов. При этом повышающие коэффициенты для Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области остались без изменений. Изменения коснулись также молодых и неопытных водителей. Теперь за полис ОСАГО им придется платить на 10-30% больше. Незначительно изменились и коэффициенты в зависимости от мощности двигателя, числа лиц допущенных к управлению и переода использования машины.
Вместе с тем, очень скоро автовладельца придется по-новому проходить техосмотр. Закон о техосмотре, который вступит в силу с 1 января 2012 года, вызывает ещё много вопросов. Но одно уже известно точно: аккредитацией и контролем качества техцентров, которые будут проводить техосмотр, будет заниматься специально созданное управление в российском союзе автостраховщиков. При этом надзор будет осуществляться исключительно по жалобам граждан. Если подтвердятся две жалобы в течение года, то аттестат на право проведения техосмотра будет аннулирован. Стоимость прохождения ТО пока находится в процессе обсуждения. Даже после вступления в силу нового закона о техосмотре его можно будет проходить по-старинке: на государственных станциях. Список же новых аккредитованных техцентров обещают разместить на сайте РСА уже ближайшей осенью.
В отличие от нынешних правил, после вступления в силу нового закона, автовладельцы больше не будут привязаны ни к региону, ни к муниципальному образованию при прохождении ТО. То есть они смогут пройти техосмотр в любом техценре страны. Не следует забывать и о том, что в недалеком будущем договор ОСАГО вы сможете заключить только предъявив талон техосмотра. Таким образом, страховой полис станет свидетельством прохождения технического осмотра.
Перспективы не из самых радужных. Считаю, что предстоящая реформа техосмотра ничего хорошего не принесет. Будет дорого и неэффективно.